Нормативные сроки эксплуатации
Парк грузоподъемных машин в стране исчисляется сотнями тысяч единиц. Например, по Мин мор флоту насчитывалось свыше 3 тыс. уникальных перегрузочных машин отечественного и зарубежного производства, по Минэнерго насчитывалось свыше 15 тыс. кранов различного назначения, парк мостовых кранов в стране составлял около 130 тыс. единиц, парк башенных кранов превышал 50 тыс. единиц при программе производства около 3 тыс. единиц ежегодно. По статистическим данным различных отраслей промышленности около 60 % ПТМ отработали свой нормативный срок и требуют замены. Например, 70 % мостовых кранов отработали нормативный срок и подлежат обследованию, что составляет свыше 100 тыс. единиц. В таких условиях особое значение с экономической точки зрения приобретает разработка научно обоснованных методов увеличения эксплуатационного ресурса, методов оценки остаточной прочности и остаточного ресурса металлоконструкций, отработавших нормативный срок эксплуатации. Это позволит увеличить эксплуатационный ресурс и существенно уменьшить капитальные затраты на производство новых машин. Например, для выполнения годовой программы изготовления 3 тыс. башенных кранов расходуется около 150 тыс. т легированного стального проката и труб, требуются значительные затраты на производство, транспорт, монтажное демонтажные работы и др. Очевидно, что очень важно установить предельные сроки эксплуатации ПТМ. В стране отсутствует единая система определения нормативных сроков эксплуатации ПТМ. Так, нормативный срок службы мостовых кранов, основанный на нормах амортизационных отчислений, составляет 18 лет. В соответствии с методикой, согласованной с Госгортехнадзором, дальнейшая эксплуатация ограничивается сроками 15, 20, 25 лет (в зависимости от режима работы) или 15 лет для кранов, работающих на открытом воздухе.