Фундаментальные исследования
Наряду со значительными достижениями в области фундаментальных исследований прикладные разработки в области механики трещин на инженерном уровне еще малочисленны. Обобщающие труды, посвященные проблемам прочности и надежности грузоподъемных машин с позиций механики разрушения материалов, практически отсутствуют. В то же время различные приложения методов и концепций механики разрушения уже нашли применение, в таких приоритетных отраслях промышленности, как авиация, космонавтика, атомная энергетика, в некоторых областях металлургической промышленности и др. Предлагаемая читателям монография является существенным вкладом в решение проблемы прочности и надежности грузоподъемных машин. В ней представлен комплексный подход к оценке трещина стойкости материалов металлоконструкций и зон сварных соединений исследуемого класса машин при статическом, динамическом и циклическом с учетом влияния эксплуатационных сред и температур. Определены параметры предельного состояния металлоконструкций с усталостным повреждением. Представлена методика расчета живучести, остаточного ресурса элементов конструкций с трещинами, причем с учетом влияния эффектов нерегулярного. Наряду с методикой расчета безопасных и критических параметров усталостных трещин в элементах конструкций грузоподъемных машин приведены также методы локального и общего технического диагностирования. Представляет практический интерес новый неконтактный метод регистрации напряженного состояния металлоконструкций по инфракрасному излучению поверхности напряженных деталей при упругопластическом их деформировании. Актуальность исследуемой проблемы, оригинальность и высокий научный уровень работы, возможность практической реализации рекомендаций непосредственно в эксплуатационных условиях позволяют надеяться, что настоящая принесет большую пользу специалистам, занимающимся вопросами проектирования и технической эксплуатации грузоподъемных машин.